Наиболее характерными кризисами становления являются возрастные кризисы, которые считаются нормативными, т.е. необходимыми для нормального становления личности. Для возрастных кризисов свойственны существенные качественные изменения, происходящие в психике человека: формирование психических новообразований, изменение ведущего вида деятельности и т.д. Но эти изменения всегда сопровождаются сменой социальных ролей, поскольку определенная деятельность (игра, общение, обучение и т.д.) предполагает и соответствующую личностную роль человека. Кризисы становления личности характерны не только для детства, отрочества и юности. По мнению многих авторов, вся жизнь человека закономерно сопровождается чередованием определенных периодов. Так, еще древние мыслители делили жизнь человека на веки или циклы (у Гиппократа, например, по 7 лет, у других по 9), начинающиеся и заканчивающиеся переломными, критическими фазами.
Причины возрастных кризисов
- Самый первый – кризис трех лет, когда ребенок обнаруживает, что он такой же человек, как и взрослые, а его держат за маленького. Этот кризис называется “я сам”.
- Второй – кризис пубертата: подросток все понял, он уже взрослый, гормоны играют, а “во взрослые” его не берут.
- Третий – кризис середины жизни. Некоторые психологи называют его кризисом первой жизненной ретроспективы. Человек впервые возвращается назад и всерьез задается вопросом: так ли я жил? Наступает он обычно в 35-45 лет. Сейчас он приходит позже, чем пары десятилетий назад.